Программы поддержки предпринимателей

Цель и задачи
Цель:
Рассмотреть основные механизмы и направления поддержки предпринимателей со стороны государства, используя российский и зарубежный опыт.
Задачи:
  • обосновать необходимость государственной поддержки малому и среднему бизнесу, в том числе и индивидуальным предпринимателям;
  • рассмотреть государственные институты, общественные организации и инфраструктуру, оказывающие содействие развитию малого и среднего бизнеса в России, в том числе и индивидуальным предпринимателям;
  • охарактеризовать механизмы предоставления поддержки малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах.
Компетенции:
  • Осознавать необходимость внутренней дисциплины и регулярности управления финансами;
  • Понимать процессы, происходящие в современной хозяйственной деятельности и роль государства в стимулировании предпринимательской деятельности;
  • Понимать особенности организационно-правовых форм малого бизнеса;
  • Знать нормативные документы, определяющие правовой статус индивидуального предпринимателя, его права и обязанности;
  • Проявлять активность и инициативу в поиске информации и ее обновлении;
  • Брать ответственность за финансовые решения, осознавать последствия этих решений;
  • Знать права и обязанности потребителей финансовых услуг;
  • Знать, куда обратиться за консультацией по финансовым вопросам;
  • Осознание ответственности за обслуживание своих долгов;
  • Знать, к кому обратиться за консультацией по вопросам индивидуального предпринимательства
Данную тему целесообразно изучать после освоения материала по теме «Развитие предпринимательского образа мышления».
Она дает возможность более глубоко освоить темы «Роль бизнес плана в получении финансирования», «Выбор источников финансирования», «Управления финансами и финансовый контроль», «Способы оптимизации налоговый платежей».
Обзорная видеолекция
Необходимость государственной поддержки
В исследовании «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенном Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке компании EY говорится, что в 2013 году количество ранних предпринимателей (тех, кто только открывает свое дело, либо чей бизнес не старше трех лет) в России увеличилось на 25% и составило 5,75% от взрослого трудоспособного населения страны, По этому показателю Россия находится на одном уровне с такими странами, как Испания (5,21%), Финляндия (5,29%), Греция (5,51%), Норвегия (6,25%). Несмотря на то, что в России создается аналогичное европейским странам число предприятий, они быстро умирают. Большинство российских организаций МСП не могут преодолеть начального этапа своего развития. Лишь 3,4% из них существуют на рынке более трех лет, что по-прежнему остается одним из самых низких показателей среди стран-участниц проекта [25].
Наиболее серьезные проблемы ведения предпринимательской деятельности в России представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Наиболее серьезные препятствия для развития предпринимательской деятельности. Источник [27]

Как можно изменить сложившуюся ситуацию? Ответ прост. Необходимо оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, в том числе и ИП, со стороны федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.
Все это требует проведения активной государственной политики, направленной на устранение негативных воздействий на развитие предпринимательства в России и оказание ему действенной поддержки.
Подчеркнем, что государственная поддержка направлена на хозяйствующие субъекты, функционирующие в форме малых и средних предприятий.
В действующем Федеральном законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] к субъектам малого и среднего бизнеса могут быть отнесены хозяйствующие субъекты, отвечающие критериям, представленным на рисунке 2.

Рисунок 2 – Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу

Согласно Закону, физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — ИП), отвечающие данным критериям, могут быть отнесены к сектору малого и среднего бизнеса (ст. 4). Но есть одно важное условие. Подтвердить статус субъекта малого и среднего предпринимательства можно, только если эти критерии выполняются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим.
Есть и еще ряд ограничений. В соответствии с законодательством РФ государственная поддержка не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, работающим в следующих сферах (рис. 3).

Рисунок 3 – Ограничения в сферах деятельности предприятий МСП при оказании поддержки со стороны государства

Кроме того, государственная поддержка не может быть оказана, если субъекты малого и среднего предпринимательства занимаются следующими видами деятельности (рис. 4).

Рисунок 4 – Ограничения в видах деятельности предприятий МСП при оказании поддержки со стороны государства

В оказании государственной поддержки должно быть отказано в случае, если предприятия МСП не выполнили ряд организационно-технических требований при оформлении документов (рис. 5)

Рисунок 5 – Организационно-технические условия, при невыполнении которых государственная поддержка предприятиям МСП может быть отказана

В случае, если предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта отвечает выше приведенным критериям, и не попадает под ограничения, то он может претендовать на получение статуса малого или среднего предприятия, а затем и на поддержку со стороны государства.
Подчеркнем, что программы поддержки малого и среднего предпринимательства существуют в каждом зарубежном государстве, поскольку сектор МСП рассматривается как важная составляющая экономики страны.

 

 Институциональная и инфраструктурная поддержка развития малого и среднего бизнеса
Государством, прежде всего, должны быть созданы условия для развития базовых институтов, общественных организаций и инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В России уже сегодня действуют государственные структуры, поддерживающие развитие малого и среднего предпринимательства (рис. 6).
Среди них:
  • Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства (руководителем является – И.И.Шувалов) представляет собой постоянно действующий орган, созданный для координации деятельности органов исполнительной власти и осуществления взаимодействия с представителями бизнес-сообщества по выработке предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере конкуренции и развития МСП. Основными задачами Комиссии являются рассмотрение и подготовка предложений по реализации решений Президента РФ и Правительства РФ в области конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства в РФ, определению мер государственной поддержки МСП и повышения ее эффективности и ряду других вопросов, относящихся к компетенции Комиссии;
  • Координационные (совещательные) органы по развитию малого предпринимательства при министерствах и ведомствах;
  • Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ (руководитель – Н.И.Ларионова).

Рисунок 6 – Государственные структуры, поддерживающие МСП

Кроме того, необходимо участие общественных объединений в процессе принятия решений, касающихся бизнес-сообщества. С последующей постепенной передачей им части государственных функций. Уже сегодня в России создано и успешно функционирует Российское Объединение предпринимателей, или так называемая Большая четверка, которая включает в себя наиболее влиятельные общественные организации России, представляющие интересы бизнес-сообщества на государственном уровне.

Рисунок 7 – Российское объединение предпринимателей (Большая четверка)

В последнее время в России стало уделяться существенное внимание развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В общем виде, она представляет собой систему государственных и негосударственных органов оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства. К примеру, в Германии и Италии существует большое количество консультационных центров для начинающих предпринимателей и представителей МСП.
Законодательное определение инфраструктуры поддержки субъектов МСП представлено в Федеральном законе от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Рисунок 8 – Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Особенно следует подчеркнуть важность создания и поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России, поскольку практическая реализация решений федеральных органов власти, касающихся создания благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства, находит свое реальное воплощение на региональном и местном уровнях. Региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области представлена на рисунке 9.

Инфраструктура поддержки МСП на территории Волгоградской области
Рисунок 9 – Инфраструктура поддержки МСП на территории Волгоградской области. Источник [26]

Рассмотрим основные функции существующих организаций.
1. «Некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд» (далее — НП «РГФ»)
Адрес: 404112, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д.45/1
Телефон: (8443) 21-56-99; 21-56-98
Цель деятельности НП «РГФ» — предоставление поручительств (в денежной форме) по кредитам, получаемым субъектами малого и среднего предпринимательства в коммерческих банках.

Рисунок 10 – Схема реализации программы предоставления поручительства НК «Региональный фонд».
Источник: Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области

2. Государственный фонд «Региональный микрофинансовый центр» (далее — ГФ «РМЦ»)
Адрес: Волгоградская обл., Волжский г., Пушкина ул., д. 45/1
Телефон: (8443) 21 03 37 E-mail:volganet.rmc@yandex.ru
Цели деятельности:
  • обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области к заемным финансовым ресурсам,
  • поддержка и взаимодействие с организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основное направление деятельности: предоставление на условиях конкурсного отбора целевых займов микрофинансовым организациям первого уровня для дальнейшего финансирования проектов малого и среднего предпринимательства.

Рисунок 11 – Схема предоставления займов ГФ «Региональный микрофинансовый центр».
Источник: Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области.

3. Государственное Автономное Учреждение Волгоградской области «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» (далее — ГАУ «Волгоградский областной бизнес-инкубатор»)
Адрес: Волгоградская обл., Волжский г., Пушкина ул., д. 45/1
Телефон: (8443) 21-57-80 E-mail:gauvobi@volganet.ru
Предметом деятельности ГАУ «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» является создание благоприятных условий и оказания услуг субъектам малого предпринимательства, направленных на их поддержку и развитие, в целях:
  • формирования предпринимательской среды, создания условий для развития малого предпринимательства, в том числе в научно-технологической и инновационной сфере;
  • обеспечения условий для создания и развития МСП в приоритетных для Волгоградской области отраслях экономики;
  • создания условий для возникновения и развития инновационных идей и технологий, обеспечивающих использование научно-промышленного потенциала оборонных предприятий, высших учебных заведений, научно-исследовательских и других предприятий и организаций;
  • стимулирования деловой активности граждан по созданию МСП, разработке новых бизнес-проектов инновационно-инвестиционной направленности, в первую очередь, в производственной сфере;
  • организации учебного процесса в области дополнительного образования по организации работы предприятий малого бизнеса;

4. «Европейский Информационный Корреспондентский Центр» (далее — ЕИКЦ – Россия)
Адрес: Волгоградская обл., Волжский г., Пушкина ул., д. 45/1
Телефон: (8443) 21-57-80 E-mail: gauvobi@volganet.ru
Сайт:http://www.euroinfocenter.ru
Основная цель деятельности российского ЕИКЦ — предоставление информационно-консультационной поддержки и содействия МСП России и стран Евросоюза, заинтересованных в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества.
Основные задачи Центра:
  • распространение информации о законодательстве, целях, задачах ЕС, его стратегии развития и текущей политике;
  • продвижение российских МСП на европейский рынок;
  • содействие в установлении деловых связей между российскими и европейскими МСП,
  • предоставление информации о требованиях и возможностях рынков ЕС и России;
  • облегчение доступа российских предприятий к необходимой информации о программах и проектах поддержки предпринимательства, финансируемых Евросоюзом.

5. НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области»
Адрес: Волгоградская обл., Волгоград г., Рабоче-Крестьянская ул., д. 30, оф. 201
Телефон: (8442) 30-87-56 Сайт:www.airvo.ru
Приоритетной целью агентства является формирование инвестиционных предложений способствующих социально-экономическому развитию региона, а также подбор инвестиционных площадок для реализации проектов.

6. «Центр инжиниринга Волгоградской области» Центр инжиниринга для субъектов МСП Волгоградской области (далее – ЦИ) представляет собой структурное подразделение ГАУ Волгоградской области «Волгоградский областной бизнес-инкубатор».
Основной целью деятельности ЦИ будет стимулирование применения субъектами МСП инновационных технологий, повышения индекса технологической готовности субъектов МСП за счет применения передовых инновационных технологий, повышение их конкурентоспособности при тесном взаимодействии с учреждениями образования и науки, органами государственной власти и местного самоуправления, инвесторами.

7. «Центр поддержки предпринимательства»
Адрес: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 45/1
Телефон: 8 (8443) 21-57-80
Адрес: 400005, г. Волгоград, ул. 7-я Гвардейская, 2
Телефон/факс: +7 (8442) 23-22-02 E-mail:ok-1@volgogradcci.ru
Деятельность Центра направлена на содействие хозяйствующим субъектам всех форм собственности Волгоградской области в осуществлении предпринимательской деятельности и представлению их интересов в органах исполнительной и законодательной власти.

Рисунок 12 – Основные направления деятельности Центра поддержки предпринимательства Волгоградской области.
Источник: Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области

Кроме того, в апреле 2003 года на территории Волгоградской области была создана Волгоградская региональная коалиция по защите прав и представлению интересов предпринимательства, которая представляет собой добровольное объединение ведущих предпринимательских ассоциаций и объединений г. Волгограда и Волгоградской области.
Целью создания Коалиции является изучение потребностей малого и среднего бизнеса, улучшение делового климата региона, создание оптимальной законодательной базы для развития предпринимательства.
Существующая система институтов, оказывающих поддержку развитию малому и среднему предпринимательству в Волгоградской области позволяет органам государственной власти, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу конструктивно взаимодействовать друг с другом.

 

Механизмы предоставления поддержки малому и среднему бизнесу в России
Механизмы поддержки предпринимательства в различных странах разнообразны от прямого финансирования проектов до создания бизнес-инкубаторов в регионах.
Рисунок 13 – Основные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса в ведущих странах мира

Обращаясь к основополагающему на настоящий момент времени Федеральному закону от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», основными мерами поддержки предприятий малого и среднего бизнеса являются следующие.
1. Финансовая поддержка, которая осуществляться согласно законодательству РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (ст. 17).
2. Имущественная поддержка. Оказание имущественной поддержки субъектам МСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП (за исключением государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития МСП. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
3. Информационная поддержка предоставляется конкретному субъекту МСП (адресная поддержка), а также неопределенному кругу лиц путем размещения информации в сети Интернет, предоставления информации и консультаций с использованием телефонной или иной связи, распространения печатных изданий (общедоступная поддержка).

4. Консультационная поддержка может осуществляться в виде:
  • создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
  • компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере образования, которая может осуществляться в виде:
  • создания условий для подготовки и переподготовки кадров для субъектов МСП;
  • учебно-методической и научно-методической помощи субъектам МСП.
6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, включает в себя, например:
  • создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
  • содействия патентованию изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности МСП.
7. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности (создания организаций палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности).

8. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. А именно оказание содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности.

9. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Может осуществляться в форме оказание содействия в продвижении на рынки сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, государственная поддержка предприятиям МСП может осуществляться в налоговой сфере в виде предоставления налоговых льгот в рамках действующей налоговой системы, а также путем упрощения системы учета, отчетности и налогообложения субъектов МСП.
Субъекты МСП вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов, а малые предприятия, занятые в сфере производства товаров народного потребления, строительстве и некоторых других, не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы (предоставляются налоговые каникулы). Кроме того, субъекты МСП уплачивают налоги по итогам работы за квартал, без уплаты авансовых платежей.
Что касается налоговых каникул, то сейчас они по большей части предоставляются крупным компаниям нефтяного сектора и аграрным предприятиям. Большинство предприятий является градообразующими, для предприятий сырьевого комплекса по определенному виду налогов налоговые каникулы продлены до 2022 г. Также сегодня действует подобная льгота для предприятий, зарегистрированных в особых промышленных и инновационных экономических зонах (ОЭЗ). В промышленных ОЭЗ в основном развиваются химическое производство, строительные материалы, торговое оборудование и автомобилестроение. Инновационные ОЭЗ расположены в научно-исследовательских центрах Санкт-Петербурга, Томска, Зеленограда и Дубны. Инновационная деятельность в таких центрах включает в себя нано- и биотехнологии, медицинские и информационные технологии, электронику, средства связи и т.д. [7].
В 2015 — 2018 гг. планируется ввести налоговые каникулы для малого бизнеса. Так, российские регионы получат право вводить налоговую ставку размером в 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, а также работают в производственной, научной и социальной сферах. Однако нужно отметить, что такая мера будет вводиться только для тех, кто начнет ведение бизнеса впервые. Кроме того, такие каникулы не будут вводиться на всей территории России, а право их применения будет зависеть от региональных властей [24].
Малому бизнесу может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит в соответствии с налоговым законодательством в случаях, предусмотренных ст. 66 НК РФ.
В соответствии с гл. 9 НК РФ субъекты МСП, наравне с иными организациями, предусмотренными НК РФ, могут воспользоваться и иными налоговыми льготами, такими как отсрочка уплаты налога, а также рассрочка налогового платежа.
Таким образом, современная система государственной поддержки предприятий МСП в России в целом сформирована. Сегодня более востребованной становится задача повышения эффективности государственной поддержки субъектов МСП, а также мониторинг реализации федеральных законодательных норматив на региональном уровне.
Можно выделить следующие направления субсидирования развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области и сравнить полученные показатели со средними по РФ.

Рисунок 14 – Сравнительный анализ финансовой поддержки МСП в России и Волгоградской области.
Источник: Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области.

Отметим, что в России основной целью поддержки МСП остается прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами. В тоже время в зарубежных стран поддержка направлена на создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов МСП, а также облегчение их доступа к заемным ресурсам (прежде всего — посредством реализации гарантийных программ). В странах с наиболее развитым сегментом МСБ (например, в Швейцарии) регулятивные практики сводятся к минимуму: упрощается система регулирования МСП и пересматриваются нормы, предъявляемые к малому и среднему бизнесу, как в производственном секторе, так и в сфере торговли (например, в Великобритании). При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью. Ярким примером гибкой налоговой политики по отношению к малому и среднему бизнесу является практика налоговых льгот в области инновационной деятельности, принятая в Великобритании.Однако в связи с мировым финансовым кризисом национальные правительства зарубежных стран усилили внимание к финансовой поддержке предприятий малого и среднего бизнеса и расширили услуги по предоставлению данным предприятиям государственных гарантий по кредитам.

Таблица 1 — Государственная политика поддержки МСБ в части повышения доступности финансирования в 2007-2011гг. в зарубежных странах
Источник[18]

К наиболее действенным мерам по поддержке МСБ, принятым в мировой практике, и, которые могут быть адаптированы в России, можно отнести:
  1. Налоговые льготы МСБ приоритетных для экономики страны отраслей, а также предоставление налоговых льгот инвесторам, осуществляющим вложения в малые и средние предприятия. Повышение налоговой самостоятельности муниципалитетов.
  2. Упрощение системы регулирования МСБ и актуализация норм, предъявляемых к МСБ.
  3. Обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному заказу.
  4. Проведение политики поощрения муниципалитетов к реализации собственных программ поддержки МСБ.
  5. Увеличение объемов государственных гарантий (и размера гарантийного покрытия) по инвестиционным кредитам МСБ, в том числе привлечение пенсионных фондов для расширения системы гарантийной поддержки.
  6. Предоставление целевых льготных кредитов (в том числе инновационным, экспортоориентированным и производственным предприятиям). А также проведение политики сглаживания сезонных циклов в отношении сельскохозяйственных МСБ.
  7. Внедрение специальных программ, поощряющих уже добившихся успеха бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям, в обмен на предоставление определенных льгот.
  8. Создание гибкой системы государственной поддержки, предусматривающей предоставление денежных средств малым и средним предприятиям в условиях замедления экономики и развитие системы оздоровления МСП.

Глоссарий
Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями» (ст. 11 Налогового кодекса РФ).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом (ст. 48 Гражданского Кодекса РФ).
Федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
Региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства — нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Под инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг, для обеспечение государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.
Источники
  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) //Собрание законодательства РФ.2007, N 31, ст. 4006
  2. Постановление администрации Волгограда от 01.09.1998 N 1062 «Об агентстве поддержки малого и среднего бизнеса Волгограда» // Консультант Плюс
  3. Постановление администрации Волгограда от 02.11.2010 N 2877 (ред. от 11.06.2014) «О долгосрочной муниципальной целевой программе «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2011 — 2013 годы» //Консультант Плюс
  4. Постановление администрации Волгограда от 11.06.2014 N 687 «О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 02 ноября 2010 г. N 2877 «О долгосрочной муниципальной целевой программе «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2011 — 2013 годы» //Консультант Плюс
  5. Агафонов А.Ю. Тенденции развития финансовой поддержки малого бизнеса // ЭПОС. 2010. – No 4. – С. 59-63.
  6. Александрова Е.А., Кунин В.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства : Российское предпринимательство, 2011. – №1. с. 36–43.
  7. Брызгалин А.В., Аникеева О.Е., Щербакова Е.С., Купбаева Г.С., Метелев С.Е., Митрофанова И.А., Оникова Е.В., Троянская М.А., Герасимова Л.Н.,
  8. Егорова О.Я., Трубников В.М., Ильиных Д.А., Вылкова Е.С., Пиликин Г.Г., Буркальцева Д.Д. Налогообложение доходов физических лиц: ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов // Налоги и финансовое право. 2013. № 3. С. 36 — 155, 214 — 239.
  9. Бутенко А.Я. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса //Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 4. – С. 126-134.
  10. Власов, И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства: Финансы и кредит, 2009. – № 9. – с. 22–28.
  11. Грузман В. Программный комплекс готовых решений для малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №11. –С. 63-69.
  12. Дашевская И.Ф. Взаимодействие банковского сектора с субъектами малого и среднего бизнеса // Труд и соц. отношения. – 2009. – №11. – С. 142-146.
  13. Дашевская И.Ф. Конструктивные схемы взаимодействия банков с малым и средним бизнесом // Труд и соц. отношения. – 2011. – №1. – С. 125-130.
  14. Ершов Е.Г. Инновационный бизнес – инкубатор в инфраструктуре поддержки малых предприятий // Экономика, статистика и информатика. – 2011. – №2. – С. 55-59.
  15. Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. – 2009. – №3. – С. 37-41.
  16. Курбанов Т.Х. и др. Бюджетное финансирование в государственных программах поддержки малого предпринимательства // Соц. политика и социология. – 2010. – №6. – С. 77-93.
  17. Ладыгин, В.В. Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне в России: основные этапы и тенденции: Вопросы государственного и муниципального управления, 2010. – № 4. – С. 32–49.
  18. Лядова Е.В. Особенности инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства на разных этапах жизненного цикла // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – №6. – С. 105-112.
  19. Малый и средний бизнес в 2012 году: международный опыт регулирования и финансирования: аналитический доклад. М, 2013 – С. 13
  20. Миронов С. Микрофинансирование – новый инструмент развития малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 1. – С. 8-13.
  21. Русяева Е. Разработка программных продуктов для малого предпринимательства : Анализ методологических подходов // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – №4. – С. 102-110.
  22. Саак А.Э. Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – №5. – С. 48-58.
  23. Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса – перспективное направление кредитной политики банков // Деньги и кредит. – 2010. – №1. – С. 46-54
  24. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. – 2011. – № 2. – С. 43-49.
  25. Шестакова Е. Одна рука дает — другая забирает… Будни малого бизнеса // Финансовая газета. 2014. – №23-24. –С. 16-17.
Информационные ресурсы Интернета
  1. В бизнес поневоле // Эксперт on – line [Электронный ресурс,], Режим доступа: http://expert.ru/2014/01/22/v-biznes-ponevole/
  2. Инвестиционный портал Волгоградской области. Режим доступа: http://www.investvolga.com/small_and_medium_business/infrastructure/.
  3. http://www.mspbank.ru/ru/analytical_center/otchety_partnerov/niisp/